ushakova.jpg

У нас в гостях жительница посёлка Артёмовский, убелённая сединами женщина, кому посчастливилось выжить в нечеловеческих условиях, свидетель тех страшных событий, узник фашистского концлагеря,– Роза Ивановна Ушакова.


Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Её биография - это настоящий урок мужества для молодого поколения.
Роза Ивановна попала в фашистский концлагерь вместе с мамой и братьями, ей было шесть лет, а её братьям: Саше - три года и Вите - всего шесть месяцев.
Вся дружная семья Розы Ивановны проживала под Орлом на станции Змеёвка. Её отец был директором Заготзерна, он Родину снабжал хлебом.
Вот как Роза Ивановна вспоминает первый день войны 22 июня 1941 года. «Папа взял меня проверять на зерновых полях посты, и только поднялись мы на возвышенность, вдруг раздался страшный гул, мы подняли головы и увидели много черных треугольников, они кружили, как черные вороны. Я спрашиваю у папы: «Что это такое?» Папа ответил мне, что война. И не успел он это сказать, как началась бомбёжка по сторожевым будкам. Папу сразу ранило, ему перебило ключицу и волной откинуло в сторону реки, а меня в другую сторону. Когда я очнулась вся исцарапанная со сбитыми коленями слышу, папа кричит: «Дайте йоду!» Смотрю, санитары в косынках с красными крестами и носилками стали подбирать раненых».
Отец Розы Ивановны дал команду, чтобы всю семью перевезли к родственникам в глухую деревню Благодухово. Когда бомбежка закончилась, их посадили в повозку и на лошади повезли в деревню. Как то мама подвела шестилетнюю Розу Ивановну к окну и сказала: «Смотри и запоминай!» А там, она увидела, как на противоположной стороне реки Оки в три ряда ехали немцы на Уралах. Там были установлены виселицы. Немцы устраивали показательные казни партийных работников. С тех пор эта страшная картина всегда стоит перед глазами Розы Ивановны.
18 октября 1941 года был дождь, и было очень холодно, полицай скомандовал, чтобы мама быстро одела детей и вывела на улицу. Немцы подогнали повозки, куда посадили маленьких детей, а все остальные пошли пешком до станции. Добравшись до станции, всех погрузили в товарные вагоны, и с остановками, почти всю зиму везли до перевалочной базы в Гродный в Белоруссию (до границы с Польшей). В Гродном две недели проходили карантин. Потом всех отправили в лагерь, который располагался на границе Литвы и Австрии. По прибытию в лагерь всех отправили в баню, обстригли волосы и намазали химикатами, чтобы не росли 10 лет волосы. Взрослые закапывали оружия, копали траншеи, а дети, которые постарше ухаживали за стариками и убирали грязь. Кормили очень плохо: супом их отчисток картофеля и овсяной шелухи. Но работать должны были все, за малейшую провинность немцы грозились, сжечь и показывали детям черный дым, где сжигали наших военнопленных. Местные старались хоть как то подкормить детей, литовцы бросали куски хлеба через колючку, но многие за это поплатились жизнью.
В лагере был один такой случай, который до сих пор Роза Ивановна не может забыть. Повар из офицерской столовой на 7 ноября весь офицерский паёк раздал детям, чтобы дети не забыли, что есть такой праздник. А самому пришлось бежать, но его, конечно, поймали. Этого повара фашисты вывели на площадь и на глазах у всех убили, но сначала перебили руки и ноги и только потом расстреляли. Его членов семьи, которые находились в этом лагере, тоже замучили и расстреляли.
Лагерь был засекреченный, у детей постарше брали кровь, а Розе Ивановне повезло - её отправили работать в немецкий госпиталь санитаркой. Раненые немцы тоже подкармливали детей, но этого делать нельзя было. Если немцы заметят у детей крошку во рту, то сразу эти дети куда-то исчезали.
В 1946 году отец Розы Ивановны получил известие, что его семья в списках погибших. Но семья: Роза Ивановна, её мама и двое младших братьев выжили.
А получилось это так. В 1943 году, как то на утро, в 4 часа немцы должны были избавиться от всех узников и хотели всех отравить газом. Активисты поручили именно Розе Ивановне и еще трем девочкам, кинуть через колючку нашим разведчикам опознавательный знак о том, что всех собираются отравить газом. Это были куклы в платьице в зеленый горошек.
Девочки по темноте пробрались к колючке и перекинули эти куклы. Так до наших разведчиков попали сведения – это был героический поступок. Рано утром наши атаковали воздушным боем этот концлагерь. После такой суматохи, немцы могли продать женщин с детьми в рабство литовцам и латышам. Так и случилось с семьей Розы Ивановны. Троих детей вместе с мамой продали латышу. Взрослые работали на полях, а дети пасли животных. Был случай, как-то Роза Ивановна проворонила гусей, и они попортили весь урожай. Хозяйка строго наказала Розу Ивановну, избив её так, что пришлось лечиться в больнице. Через время был суд, который обязал эту хозяйку переправить всю семью за свой счет домой. Это случилось уже в декабре 1946 года.
В начале января 1947 года папа Розы Ивановны встретил всю свою семью.
Став взрослой, Роза Ивановна работала воспитателем, затем вместе с мужем работали на Артёмовской ТЭЦ. Семье Розы Ивановны посчастливилось остаться в живых, но память о тех страшных днях навсегда осталась с ней.